Финансовая грамотность – принятое в международной практике определение способности физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения.
Повышение финансовой грамотности наряду с финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг было признано Комиссией Европейского союза и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) актуальной задачей общественного развития.
Под финансовой грамотностью как результатом финансового образования понимают совокупность двух элементов:
• 1) владение индивидами информацией о существующих финансовых продуктах и их производителях (продавцах), а также существующих каналах получения информации и консультационных услуг;
• 2) способность потребителя финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решения: при осуществлении специальных расчетов, оценке риска, сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги.
Уровень финансовой грамотности населения в Российской Федерации в настоящее время можно охарактеризовать как низкий: заѐмные стратегии преобладают над сберегательными, осведомленность потребителей об особенностях пользования различными продуктами и услугами невелика, поэтому проблема разработки масштабной программы финансового образования является одной из наиболее актуальных.
Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска в отношении вопросов финансовой безопасности, так как родители в большинстве случаев не могут обучить их основам финансовой грамотности из-за отсутствия достаточного уровня знаний в этой области. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.
В 2011 году Правительством Российской Федерации было принято решение о реализации совместно с Международным банком реконструкции и развития проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», исполнителем которого является Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии с предложениями Банка России в Примерные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (ПООП ООО и ПООП СОО) включен модуль по финансовой грамотности.
В Примерной основной образовательной программе основного общего образования, утвержденной Решением федерального учебно-методического объединения по основному общему образованию, в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» включены вопросы по основам финансовой грамотности (банковские и страховые услуги, предоставляемые гражданам, формы дистанционного банковского обслуживания, инвестиции в различные активы, пенсионное обеспечение, семейный бюджет и др.).
Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 годы (далее – Стратегия), в которой отмечено, что уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон.
Цель Стратегии – создание предпосылок для формирования грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.
На сегодняшний момент на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» МБОУ Сосновской СОШ №1 реализуется несколько моделей внедрения финансовой грамотности в образовательную практику общеобразовательных организаций.
Модель внедрения №1
«Обучение финансовой грамотности в рамках обязательных предметов школьной программы».
По ряду предметов (обществознание, математика, например) некоторые темы финансовой грамотности включены в содержание образование и их изучение является обязательным. Учителя-предметники изучив УМК по финансовой грамотности для соответствующего класса используют в своей работе по обучению конкретному предмету материалы, изложенные в Материалах для учащегося, а также рабочие тетради. Кроме того, рекомендуется использовать Модули по финансовой грамотности, специально разработанные для ряда обязательных предметов (математика, обществознание (плюс экономика и право), ОБЖ, география, английский язык). Данные материалы доступны на сайте издательства «Росучебник».
Для уроков истории и информатики разработаны электронные УММ (учебно-методические материалы).
Подготовлены также материалы для уроков литературы «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев».
Для предмета «Индивидуальный проект» разработан и апробирован УМК.
Модель внедрения №2
«Обучение финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности, факультатива (электива)
Курсы «Финансовая грамотность» включены во внеурочную деятельность с использованием УМК в начальной школе.
Данную программу можно использовать во 2-3 классах:
А) по 0,5 часа в течение учебного года во 2-м или 3-м классах;
Б) по 1 часу в течение учебного года во 2-м или 3-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
2. 4 класс: 16 часов по программе, представленной в УМК.
Данную программу можно использовать:
А) по 0,5 часа в течение учебного года;
Б) по 1 часу в течение учебного года в 4-м классе, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
3. 5-6 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК.
Данную программу можно использовать:
А) по 0,5 часа в неделю в 5-м и в 6-м классах (или 1 час в две недели);
Б) по 1 часу в неделю в 5-м или 6-м классах;
В) по 1 часу в неделю в 5-м и в 6-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
4. 7 класс: 34 часа по программе, представленной в УМК.
Данную программу можно использовать:
А) по 1 часу в неделю в течение учебного года;
В) по 2 часа в неделю в течение учебного года, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
5. 8-9 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК11.
Данную программу можно использовать:
А) по 0,5 часа в неделю в 8-м и в 9-м классах (или 1 час в две недели);
Б) по 1 часу в неделю в 8-м или 9-м классах;
В) по 1 часу в неделю в и в 8-м и в 9-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
6. 10-11 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК.
Данную программу можно использовать:
А) по 0,5 часа в неделю в 10-м и в 11-м классах (или 1 час в две недели);
Б) по 1 часу в неделю в 10-м или 11-м классах;
В) по 1 часу в неделю и в 10-м и в 11-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно).
Модель внедрения №3
«Обучение финансовой грамотности в рамках программы воспитания
3.1. В рамках классных мероприятий классного руководителя.
Классные руководители используют УМК по финансовой грамотности для проведения классных часов. Выбираются наиболее интересные темы которые раскрываются на занятиях. Осуществляются в том числе и экскурсии в финансовые организации и государственные службы и учреждения (в отделения коммерческого банка, на биржу, в страховые компании, региональное отделение Банка России, налоговую инспекцию и др.).
3.2. На базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» МБОУ Сосновской СОШ №1 школы в рамках образовательных событий проходят игры, квесты, ярмарки, соревнования по финансовой грамотности как разовые или периодические мероприятия.
Образовательная организация может использовать просветительские материалы, методики и вспомогательные образовательные ресурсы, созданные в рамках проекта Минфина России (материалы и сценарии для проведения мероприятий можно найти на сайтах: вашифинансы.рф; ХочуМогуЗнаю.рф; финлагерь.рф).
Модель внедрения №4.
«Обучение финансовой грамотности в рамках дополнительных программ в общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей»
В систему дополнительного образования могут быть включены программы кружка «Финансовая грамотность».
В отличие от внеурочной деятельности, в кружках могут обучаться дети из разных классов и дети разного возраста. Так, логично объединять детей начальной школы в одну группу, детей 5-7 классов – в другую, детей 8-9 классов – в третью и 10-11 класс – в четвертую. На одно занятие рекомендуется отводить 30-90 минут, при этом использовать преимущественно интерактивные формы обучения. УМК по финансовой грамотности могут быть использованы для такой работы.
Данные модели внедряются в образовательный процесс и в филиалы МБОУ Сосновская СОШ №1 Поэтому при выборе модели учитывается несколько факторов:
1. Уровень подготовки педагога по финансовой грамотности и методике ее преподавания.
2. Заинтересованность администрации образовательной организации.
3. Возможности программы (профиля обучения) образовательной организации.
4. Наличие УМК по финансовой грамотности в бумажном варианте или наличие технических условий для использования электронного варианта УМК.
5. Наличие помещения и технических возможностей для внедрения той или иной модели.
6. Наличие внешней мотивации для образовательной организации, детей и педагогов (участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и пр.)
Проанализировав возможности образовательной организации ее администрация совместно с педагогами принимает решение о наиболее подходящей на данном этапе модели внедрения финансовой грамотности в образовательную практику.
Выделим ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности,
подготовленные в рамках Проекта Минфина России:
1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России
2. Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника
3. КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК
4. Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности
5. Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности
6. Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности
7. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка»
8. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины»
9. Цифровой образовательный ресурс «Финансовая грамотность на уроках истории и Всеобщей истории»
10. Командная игра на интерактивном полу «Умное счастье»
11. Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор»
По заказу Минфина России в рамках реализации Проекта был разработан сайт методической поддержки под названием «Электронный учебник по финансовой грамотности»
Всего в библиотеке «Электронный учебник по финансовой грамотности» размещены 12 комплектов ЭУММ для разных возрастных категорий обучающихся. Комплект ЭУММ представляет собой упорядоченную коллекцию электронных книг.
В библиотеке размещены электронные учебно-методические материалы двух видов: первый – это комплекты ЭУММ, охватывающие весь курс финансовой грамотности для определенной возрастной группы обучающихся и второй – комплекты по отдельным содержательным модулям финансовой грамотности. Каждый комплект ЭУММ по финансовой грамотности включает несколько разных типов материалов для учащихся (итоговые тесты, учебные пособия, рабочие тетради) и педагогов (учебные программы, методические рекомендации и др.).