МБОУ "СОСНОВСКАЯ СОШ №1"
р.п. Сосновка, Тамбовская область
  • Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности в начальной и основной общеобразовательной школе

    Финансовая грамотность – принятое в международной практике определение способности физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения. 
    Повышение финансовой грамотности наряду с финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг было признано Комиссией Европейского союза и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) актуальной задачей общественного развития. 


    Под финансовой грамотностью как результатом финансового образования понимают совокупность двух элементов: 
    •    1) владение индивидами информацией о существующих финансовых продуктах и их производителях (продавцах), а также существующих каналах получения информации и консультационных услуг; 
    •    2) способность потребителя финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решения: при осуществлении специальных расчетов, оценке риска, сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги. 

         Уровень финансовой грамотности населения в Российской Федерации в настоящее время можно охарактеризовать как низкий: заѐмные стратегии преобладают над сберегательными, осведомленность потребителей об особенностях пользования различными продуктами и услугами невелика, поэтому проблема разработки масштабной программы финансового образования является одной из наиболее актуальных. 
         Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска в отношении вопросов финансовой безопасности, так как родители в большинстве случаев не могут обучить их основам финансовой грамотности из-за отсутствия достаточного уровня знаний в этой области. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.
         В 2011 году Правительством Российской Федерации было принято решение о реализации совместно с Международным банком реконструкции и развития проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», исполнителем которого является Министерство финансов Российской Федерации. 
         В соответствии с предложениями Банка России в Примерные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (ПООП ООО и ПООП СОО) включен модуль по финансовой грамотности. 
         В Примерной основной образовательной программе основного общего образования, утвержденной Решением федерального учебно-методического объединения по основному общему образованию, в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» включены вопросы по основам финансовой грамотности (банковские и страховые услуги, предоставляемые гражданам, формы дистанционного банковского обслуживания, инвестиции в различные активы, пенсионное обеспечение, семейный бюджет и др.).
          Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 годы (далее – Стратегия), в которой отмечено, что уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон.
         Цель Стратегии – создание предпосылок для формирования грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста. 
         На сегодняшний момент на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»  МБОУ Сосновской СОШ №1 реализуется несколько моделей внедрения финансовой грамотности в образовательную практику общеобразовательных организаций.


         Модель внедрения №1

    «Обучение финансовой грамотности в рамках обязательных предметов школьной программы».

    По ряду предметов (обществознание, математика, например) некоторые темы финансовой грамотности включены в содержание образование и их изучение является обязательным. Учителя-предметники изучив УМК по финансовой грамотности для соответствующего класса используют в своей работе по обучению конкретному предмету материалы, изложенные в Материалах для учащегося, а также рабочие тетради. Кроме того, рекомендуется использовать Модули по финансовой грамотности, специально разработанные для ряда обязательных предметов (математика, обществознание (плюс экономика и право), ОБЖ, география, английский язык). Данные материалы доступны на сайте издательства «Росучебник». 
    Для уроков истории и информатики разработаны электронные УММ (учебно-методические материалы).
    Подготовлены также материалы для уроков литературы «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев».
    Для предмета «Индивидуальный проект» разработан и апробирован УМК.


    Модель внедрения №2

    «Обучение финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности, факультатива (электива) 


    Курсы   «Финансовая грамотность» включены во внеурочную деятельность с использованием УМК в начальной школе. 
    Данную программу можно использовать во 2-3 классах: 
    А) по 0,5 часа в течение учебного года во 2-м или 3-м классах; 
    Б) по 1 часу в течение учебного года во 2-м или 3-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
         2. 4 класс: 16 часов по программе, представленной в УМК. 
    Данную программу можно использовать: 
    А) по 0,5 часа в течение учебного года; 
    Б) по 1 часу в течение учебного года в 4-м классе, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно); 
         3. 5-6 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК. 
    Данную программу можно использовать: 
    А) по 0,5 часа в неделю в 5-м и в 6-м классах (или 1 час в две недели); 
    Б) по 1 часу в неделю в 5-м или 6-м классах; 
    В) по 1 часу в неделю в 5-м и в 6-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
         4. 7 класс: 34 часа по программе, представленной в УМК.
    Данную программу можно использовать:
    А) по 1 часу в неделю в течение учебного года;
    В) по 2 часа в неделю в течение учебного года, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
         5. 8-9 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК11.
    Данную программу можно использовать:
    А) по 0,5 часа в неделю в 8-м и в 9-м классах (или 1 час в две недели);
    Б) по 1 часу в неделю в 8-м или 9-м классах;
    В) по 1 часу в неделю в и в 8-м и в 9-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
         6. 10-11 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК.
    Данную программу можно использовать:
    А) по 0,5 часа в неделю в 10-м и в 11-м классах (или 1 час в две недели);
    Б) по 1 часу в неделю в 10-м или 11-м классах;
    В) по 1 часу в неделю и в 10-м и в 11-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно).


    Модель внедрения №3

    «Обучение финансовой грамотности в рамках программы воспитания 


          3.1. В рамках классных мероприятий классного руководителя. 
    Классные руководители используют УМК по финансовой грамотности для проведения  классных часов. Выбираются наиболее интересные темы которые раскрываются на занятиях. Осуществляются  в том числе и экскурсии в финансовые организации и государственные службы и учреждения (в отделения коммерческого банка, на биржу, в страховые компании, региональное отделение Банка России, налоговую инспекцию и др.). 
          3.2. На базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»  МБОУ Сосновской СОШ №1 школы в рамках образовательных событий проходят игры, квесты, ярмарки, соревнования по финансовой грамотности как разовые или периодические мероприятия. 
    Образовательная организация может использовать просветительские материалы, методики и вспомогательные образовательные ресурсы, созданные в рамках проекта Минфина России (материалы и сценарии для проведения мероприятий можно найти на сайтах: вашифинансы.рф; ХочуМогуЗнаю.рф; финлагерь.рф). 


    Модель внедрения №4.

    «Обучение финансовой грамотности в рамках дополнительных программ в общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей» 

    В систему дополнительного образования могут быть включены программы кружка «Финансовая грамотность». 
    В отличие от внеурочной деятельности, в кружках могут обучаться дети из разных классов и дети разного возраста. Так, логично объединять детей начальной школы в одну группу, детей 5-7 классов – в другую, детей 8-9 классов – в третью и 10-11 класс – в четвертую. На одно занятие рекомендуется отводить 30-90 минут, при этом использовать преимущественно интерактивные формы обучения. УМК по финансовой грамотности могут быть использованы для такой работы. 

    Данные модели внедряются в образовательный процесс и в  филиалы МБОУ Сосновская СОШ №1  Поэтому при выборе модели учитывается несколько факторов
    1. Уровень подготовки педагога по финансовой грамотности и методике ее преподавания. 
    2. Заинтересованность администрации образовательной организации. 
    3. Возможности программы (профиля обучения) образовательной организации. 
    4. Наличие УМК по финансовой грамотности в бумажном варианте или наличие технических условий для использования электронного варианта УМК. 
    5. Наличие помещения и технических возможностей для внедрения той или иной модели. 
    6. Наличие внешней мотивации для образовательной организации, детей и педагогов (участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и пр.) 


    Проанализировав возможности образовательной организации ее администрация совместно с педагогами принимает  решение о наиболее подходящей на данном этапе модели внедрения финансовой грамотности в образовательную практику. 
     

    Выделим ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности,

    подготовленные в рамках Проекта Минфина России: 


    1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России
    2. Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника
    3. КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК
    4. Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности
    5. Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности 
    6. Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности
    7. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» 
    8. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины»
    9. Цифровой образовательный ресурс «Финансовая грамотность на уроках истории и Всеобщей истории»
    10. Командная игра на интерактивном полу «Умное счастье»
    11. Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» 

    По заказу Минфина России в рамках реализации Проекта был разработан сайт методической поддержки под названием «Электронный учебник по финансовой грамотности» 


    Всего в библиотеке «Электронный учебник по финансовой грамотности» размещены 12 комплектов ЭУММ для разных возрастных категорий обучающихся. Комплект ЭУММ представляет собой упорядоченную коллекцию электронных книг. 
    В библиотеке размещены электронные учебно-методические материалы двух видов: первый – это комплекты ЭУММ, охватывающие весь курс финансовой грамотности для определенной возрастной группы обучающихся и второй – комплекты по отдельным содержательным модулям финансовой грамотности. Каждый комплект ЭУММ по финансовой грамотности включает несколько разных типов материалов для учащихся (итоговые тесты, учебные пособия, рабочие тетради) и педагогов (учебные программы, методические рекомендации и др.).
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie