ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ
Сейчас у многих детей выявляются различные недостатки речи, которые важно устранять именно в дошкольный период. Если этого не делать, то ребенок подойдет к школе неподготовленным, его речевые дефекты будут мешать ему не только в изучении школьной программы, но и в полноценном общении со сверстниками. Это в свою очередь чревато развитием у ребенка комплексов, он становится замкнутым и застенчивым, при этом такие дети часто становятся жертвой буллинга из-за своих речевых недостатков.
Чтобы этого избежать, важно своевременно начинать коррекцию нарушений речи. В данном случае, логопедический массаж способствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения.
Логопедический массаж может быть стимулирующим и расслабляющим.
ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ МАССАЖА
- Гипертонус (повышенный тонус) языка и жевательных мышц.
- Различные нарушения голоса. Ребенок устает во время разговора, разговаривает слишком тихо, жалуется на болевые ощущения во время разговора, чувствует «ком» в горле и т.д.
- Нарушение жевательной и глотательной функции.
- Заикание. Детям с этим нарушением свойственно повторение слогов в слове, либо они не могут произнести слово до конца, зацикливаясь на какой-нибудь одной его части.
- Миофункциональные нарушения, приводящие к нарушению прикуса.
- При наличии короткой уздечки языка с целью ее безоперационного растяжения.
- Дизартрия. Представляет собой нарушение произносительной стороны речи, которое вызвано недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии наблюдается ограниченная подвижность языка и других артикуляционных органов.
- Повышенное слюноотделение. Данное нарушение объясняется слабостью круговой мышцы рта.
КАКОЙ ЭФФЕКТ ДАЕТ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ЯЗЫКА?
Логопедический массаж языка представляет собой определенный набор техник, которые направлены на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Он влияет на трофику мышц, на состояние иннервации языка. В процессе массажа задействуются не только мышцы языка, но и функционально связанные с этим органом области: губные, щечные, подъязычная и подбородочная область и т.д.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
- помощь в правильной постановке звуков;
- стимуляция процесса формирования речи;
- улучшение звучания голоса и состояния голосовых связок;
- косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь;
- нормализация затруднённого дыхания;
- формирование правильного диафрагмального дыхания;
- повышения контроля ребёнка над движениями своих лицевых мышц, языка;
- нормализация тонуса мышц речевого аппарата, лицевых мышц;
- коррекция таких нарушений речи, как заикание, дизартрия, ринолалия и др.;
- укрепление глоточного рефлекса;
- стимуляция кинестетических ощущений;
- понижение гипертонуса при спастичности, параличе мышц речевого аппарата, гиперкинезе, синкенизии (расслабляющий эффект массажа);
- повышение тонуса мышц с недостаточной сократительной способностью (для возникновения нужного напряжения при звукопроизношении);
- снижение слюноотделения;
- уменьшение психологического дискомфорта и эмоциональных зажимов.
Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ.